Большой театр. Новая сцена Ведерников
Ведерников
Музыкальный руководитель - главный дирижер.
Биография.
Родился в Москве, в семье известного певца, солиста Большого театра, баса Александра Ведерникова и профессора Московской государственной консерватории имени П. И.Чайковского, органистки Наталии Гуреевой. В 1988 г. окончил Московскую консерваторию (класс профессора Л. В.Николаева), в 90-м - аспирантуру.
В 1988-90 гг. работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С.Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко. В 1988-95 гг. был ассистентом главного дирижера и вторым дирижером Большого симфонического оркестра Гостелерадио, с которым много гастролировал по городам России, а также в Австрии, Германии, Греции, Турции и Великобритании.
В 1995-2004 гг. был художественным руководителем и главным дирижером основанного им симфонического оркестра Русская филармония.
Выступал с Государственным симфоническим оркестром России и заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской государственной филармонии.
В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с известными зарубежными коллективами, среди которых лондонская Филармония, Филармонические оркестры Токио, Лондона, Бергена, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, Королевский шотландский национальный оркестр, Государственная капелла Дрездена, Национальный оркестр RAI (Турин), Королевский симфонический оркестр Датского радио, симфонические оркестры Монреаля, Гааги, Будапешта, Сиднея, оркестр театра Колон. Был первым приглашенным дирижером симфонического оркестра Гронингена (Нидерланды).
C 2003 г. является членом дирижерской коллегии Российского Национального оркестра, с которым гастролировал во Франции, Германии и Соединенных Штатах. В январе 2004 г. в рамках гастрольного турне с РНО по девяти городам США состоялся дебют Александра Ведерникова в нью-йоркском концертном зале Карнеги Холл и Кеннеди-центре в Вашингтоне.
Александр Ведерников - частый гость в ведущих оперных театрах, в том числе в Ла Скала, театре Реджо в Турине, театре Комунале в Болонье, театре Ла Фениче в Венеции, Римской Опере, лондонском театре Ковент Гарден. В апреле 2005 г. в качестве музыкального руководителя новой постановки оперы Борис Годунов М. Мусоргского (режиссер Франческа Замбелло) дебютировал в Парижской национальной опере (Опера Бастилия).
Среди солистов, с которыми сотрудничал, Лиза Леонская, Николай Луганский, Михаил Плетнев, Вадим Репин, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Мстислав Ростропович, Елена Образцова, Сергей Лейферкус, Галина Горчакова, Владимир Чернов, Ольга Бородина.
В Большом театре.
В августе 2001 г. Александр Ведерников получил назначение на пост главного дирижера - музыкального руководителя Большого театра. Под его руководством здесь были осуществлены постановки опер Адриенна Лекуврер Ф. Чилеа (2002 г., первая постановка в Большом театре), Хованщина М. Мусоргского (2002 г.), Турандот Дж. Пуччини (2002 г.), Руслан и Людмила М. Глинки (в оригинальной авторской версии, 2003 г.), Огненный ангел С. Прокофьева (2004 г., первая постановка в Большом театре) и Летучий голландец Р. Вагнера (2004 г., впервые в России в первой редакции).
В сезоне 200405 был музыкальным руководителем постановок опер Фальстаф Дж. Верди и Дети Розенталя Л. Десятникова (мировая премьера, опера написана по заказу Большого театра). В сезоне 200506 выпустил премьеру оперы Война и мир С. Прокофьева, был музыкальным руководителем постановки балета Золушка С. Прокофьева.
С приходом Александра Ведерникова Большой театр развернул активную концертную жизнь как на своих сценах, преимущественно на Новой, так и на главной концертной площадке страны - в Большом зале Московской консерватории. В сезоне 200506 открылся совместный абонемент театра и Московской государственной филармонии, концерты которого проходят на сцене БЗК.
Среди произведений, исполненных под руководством А. Ведерникова силами Большого театра (с участием или без участия приглашенных звезд) - Осуждение Фауста Г. Берлиоза, Реквием Дж. Верди, сцены из опер Р. Вагнера, сочинения Р. Штрауса, А. Берга, Д. Шостаковича, Г. Свиридова и др.
Дискография.
Записи дирижера выходили на компакт дисках звукозаписывающих компаний Russian Disk, Agora, ARTS, Triton, PolygramUniversal. В 2003 г. заключил долгосрочный эксклюзивный контракт с голландской фирмой PentaTone Classics, специализирующийся на производстве дисков в формате SuperAudio CD.
На PentaTone Classics уже вышли:
2003 г. - кантата Жанна и колокола Г. Гетти сюита из балета Ромео и Джульетта С. Прокофьева, Российский Национальный оркестр, солисты Лиза Делан и Владимир Чернов;
2004 г. - опера Руслан и Людмила М. Глинки, живая запись спектакля Большого театра;
2004 г. - Русские балетные сюиты (Ромео и Джульетта С. Прокофьева, Спартак А. Хачатуряна, Болт Д. Шостаковича), Российский Национальный оркестр.
Ведерников, безусловно, дирижер, которого следует держать в поле зрения. Он умеет заставить слушателя трепетать и добивается всех возможных оттенков и полутонов от оркестра, запись которого просто великолепна.
(International Record Reviews о записи Жанна и колокола Ромео и Джульетта, сентябрь 2003 г.).
Интервью.
Большой уходит в леса. Интервью Валерию Кичину. Российская газета, 1.7.2005.
Большие гастроли Большого. Интервью Любови Бушуевой. Парламентская газета, 22.4.2005.
Большой театр не хочет быть Большим музеем. Российская газета, 28.1.2005.
Рондо Фарлафа вообще-то на 69 тактов длиннее. Интервью Екатерине Бирюковой. Известия, 13.2.2003.
Слухи о приходе Гергиева в Большой мешают. Интервью Вадиму Журавлеву. Газета, 7.6.2002.
Нам нужен театр в театре. Интервью Алексею Парину. Большой журнал Большого театра, № 2, 2002.